Военный экспорт России на современном этапе:

проблемы и перспективы

 

 Румянцев М. Ю.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

 

Продукция военного назначения - это изделия самых высоких технологий. И конкурентоспособность их свидетельствует о реальном потенциале отечественной промышленности.

За последние 10 лет структура российского военного экспорта претерпела сильные изменения. Авиационная техника в экспорте российских вооружений составляет около 50%. Затем идет военно-морская техника, третью строчку занимают контракты на средства ПВО и вооружения для сухопутных войск. Так выглядит структура продаж в начале 2008 года. По итогам 2006 года доля техники ВВС составляла 49,9%, продукции для военно-морского флота – 27,3%, вооружений сухопутных войск – 27,3%, ПВО – 9,2%. В последнее время средства ПВО пользуются все большим спросом.

По данным информагентств, в 2007 году Россия осуществила поставки продукции военного назначения и провела модернизационные работы в 30 странах. Это Алжир, Болгария, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Иран, Испания, Казахстан, Китай, Кипр, Малайзия, Марокко, Мексика, Непал, ОАЭ, Перу, Польша, Португалия, Сербия, Сирия, Судан, Таджикистан, Франция, Хорватия, Южная Корея и Япония. Общая сумма доходов от военного экспорта составила порядка 7,1 млрд. долларов, из которых 6,2 млрд. пришлось на ФГУП «Рособоронэкспорт». Еще примерно на 1 млрд. долларов было экспортировано продукции гражданского назначения, произведенной на предприятиях российского ОПК.

Арабские страны получают 12–15% продаваемых за рубеж российских вооружений. На новую технику приходится 80% прибыли, а 20% – на модернизацию ранее проданной. Крупнейшими покупателями в регионе являются Сирия, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты, закупившие только боевых машин пехоты более 800 штук, а также Иордания.

65% российских продаж вооружения и военной техники приходится на Азию, где география поставок расширилась за последние годы. К традиционным покупателям – Индии, Китаю и Вьетнаму – прибавились Малайзия, Индонезия и Иран. Если в 1990-е годы на долю Индии и Китая приходилось 80% российского экспорта оружия, то теперь около половины. Доля Индии составляет около 25%, Китая – около 30%. Хотя в последнее время в торговле с Поднебесной возникла пауза. За последние два года существенно расширились продажи в Латинской Америке. Долгое время основным покупателем на континенте было Перу. Сейчас лидирует Венесуэла, только самолетов Су-30МК2V получившая в 2007 году 12 единиц (сейчас Каракас приобретает 15% российских экспортных вооружений). Всего в прошлом году Россия поставила за рубеж 52 самолета этого типа, в том числе 6 – в Алжир и 10 – в Малайзию.

 

Условия, в которых работает наш оборонно-промышленный комплекс, сегодня значительно отягощены мировым финансово-экономическим кризисом. Но те, кто умеет и желает действовать в интересах своего предприятия и в интересах России в нынешние времена успешно реализуют ранее сформированные программы.

«Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год»

…До 15 млрд. рублей будет направлено на субсидии организациям ОПК - головным исполнителям  и исполнителям государственного оборонного заказа, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам…

…В 2009 году на 3 млрд. рублей дополнительно предполагается увеличить субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления…

…Значительный объем бюджетных средств будет направлен на проведение докапитализации ведущих системообразующих компаний ОПК. Уже выкуплена государством дополнительная эмиссия акций ОАО «РСК «МиГ» на сумму 15,0 млрд. рублей, принято решение по ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» на сумму 4,12 млрд. рублей…

…Дополнительно к комплексу уже реализуемых субсидий на техническое перевооружение, закупку техники и по экспорту промышленной продукции, в 2009 году запланирован 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции…

Недавно были обнародованы результаты деятельности "Рособоронэкспорта". В прошедшем 2008 году, когда уже вовсю развивался мировой кризис, "Рособоронэкспорт" добился самого высокого уровня поставок вооружения и техники, отправив зарубежным странам продукции военного назначения на сумму 6,725 млрд. долларов. Отлично поработали и другие субъекты военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами, которые добавили в общую копилку еще 1,6 млрд. долларов. Особенно следует отметить тульское "Конструкторское бюро приборостроения", преодолевшее в истекшем году планку в 600 млн. долларов, таким образом удвоив за два последних года объем экспорта продукции военного назначения. Обнадеживающие перспективы открываются и на текущий год, когда, по расчетам, стоимость поставок должна превысить 8,5 млрд. долларов.

Несмотря на эти факты, свидетельствующие об успешной реализации намеченной ранее программы, среди определенной категории экспертов и журналистов вошло в моду выступать глашатаями упадка российского оборонного экспорта. Такую позицию можно отнести, корректно говоря, к неинформированности отдельных "специалистов" в этой области. Ведь обычно в качестве негативных примеров приводят ситуацию с авианосцем для Индии, возвратом Алжиром партии истребителей МиГ-29, задержку в реализации программы разработки и серийного производства зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С1".

 

Если говорить об алжирской ситуации, то для ее анализа пришлось бы затронуть тонкие политические материи, обзор которых не всегда уместен на страницах открытой печати.

Посмотрим внимательнее и на историю с модернизацией для Индии российского авианосца, названного "Викрамадитья". Сколько было чрезмерно острых комментариев по этому поводу в ряде средств массовой информации! Дескать, и промышленность не в состоянии выполнять подписанные соглашения, и наши торговцы не способны правильно рассчитать истинную стоимость работ по контрактам. Отчасти это действительно так: были допущены и просчеты по цене, имела место и недооценка сложности предстоящих работ.

Несмотря на кризисные времена - это еще и символический момент для воздания должного рабочим, инженерам, конструкторам как старшего поколения, так и современного отечественного судостроения. В мире найдется меньше стран, чем пальцев на одной руке, способных выполнить работу такой сложности. Фактически речь идет о постройке почти нового корабля. К сожалению, изначальный четырехлетний график работ оказался нереальным. Но и постройка такого крупного и сложного корабля к 2011-2012 годам станет одним из самых значимых достижений "Севмаша".

Кстати, выход из первоначального графика сплошь и рядом случается и с западными производителями. К примеру, уже на два года сдвигается срок передачи индийским ВМС французской подводной лодки "Скорпена", и индийская пресса опасается, что отставание от графика будет только нарастать.

По имеющимся оценкам, при прежнем руководстве "Севмаша" допускались грубые управленческие просчеты, не всегда рационально использовались средства. Но все непредвзятые наблюдатели, и прежде всего сами индийские заказчики, признают, что после смены руководства, невзирая на финансовые трудности, работы пошли ритмично и быстро. Заметим, что в последние полтора-два года "Севмаш" фактически продолжает модернизацию корабля на собственные средства. Сегодня уже есть уверенность, что грандиозный и сложнейший проект будет успешно завершен и индийский флот получит совершенный и мощный авианосец.

Или взять другой пример: выполнение программы разработки и постановки в серийное производство новейшего зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С1". Мы видим почти тот же набор условий, как и в случае с авианосцем: излишне оптимистичные сроки выполнения контракта, ошибки финансового порядка. Но, к чести конструкторов и рабочих заводов и КБ, занятых в программе (прежде всего, конечно, головного предприятия - тульского "Конструкторского бюро приборостроения"), в 2007-2008 годах положение удалось выправить, программа встала на прочные "рельсы" стабильного развития.

 История создания "Панциря" уходит еще в советское время, когда он разрабатывался в интересах Воздушно-десантных войск и назывался тогда "Роман". В постсоветское время новый импульс работам был дан в 2000 году, когда тульское КБП подписало контракт с Объединенными Арабскими Эмиратами на разработку и поставку этой стране нескольких десятков ЗРПК "Панцирь-1С". Арабские военные выдвинули очень высокие технические требования, в соответствии с которыми предстояло создать фактически новый комплекс. В соответствии с контрактом руководство КБП взяло на себя, как теперь хорошо видно, слишком смелые обязательства.

В КБП намерены были создать эту систему всего за три года и уже с 2003 года начать поставки заказчику. Но из-за чрезвычайной сложности задачи и высоких технических рисков уложиться в первоначальный график не удалось, и в 2003 году пришлось начать переговоры о переносе поставок на более поздний срок. К примеру, тогда существовала основная, но не единственная проблема, которая заключалась в том, что никак не удавалось создать достаточно эффективную станцию сопровождения цели. Начались поиски компании, способной создать эту станцию, но работы в этом направлении не сложились. Было принято решение разрабатывать радар собственными силами. Но и здесь работа шла очень тяжело. Неудивительно, что к 2005 году отношения КБП с заказчиком стали очень напряженными. Однако и в данном случае, при всех допущенных ошибках в контрактной работе, при всех сложностях технического и финансового порядка, с осени 2006 года положение стало постепенно выправляться.

В декабре 2006 года первый образец "Панциря" для испытаний поставили в ОАЭ. К марту следующего года оценочные испытания были проведены и результаты их заказчиком признаны как положительные. Осенью 2007 года удалось завершить второй этап испытаний, когда "Панцирь" демонстрировал свои возможности в условиях жаркого климата. Начальник Генерального штаба ОАЭ вновь дал высокую оценку российскому ЗРПК. В 2008 году начались первые поставки этих комплексов и другому заказчику в рамках заключенного контракта.

А в ноябре того же года закончились полигонные испытания "Панциря", которые проводились уже в рамках выполнения госзаказа для Российских вооруженных сил. И наконец, в марте 2009 года делегация заказчика - Объединенных Арабских Эмиратов провела заводскую приемку комплексов с положительными результатами.

Таким образом, как и в случае с индийским авианосцем, несмотря на фактически запрограммированные в 2004-2006 годах, и даже ранее, проблемы, в последующем благодаря упорному труду рабочих, инженеров КБП, а также усилиям госкорпорации "Ростехнологии" и Федеральной службы по ВТС ситуацию удалось значительно выправить. Причем особое значение имеет то обстоятельство, что были не просто завершены НИОКР по комплексу, но и проведен большой объем работ по его постановке в серийное производство: сформирована кооперация, подрядчикам выданы субконтракты. Одновременно создавалась необходимая организационная инфраструктура - формировались сдаточные, ремонтные и гарантийные бригады. Успешно велась напряженная работа с инозаказчиками: началась отгрузка первых машин на экспорт, были согласованы уточненные графики финансирования работ. Хотя и сегодня еще предстоит решить ряд сложных проблем, связанных прежде всего с необходимостью повышения надежности комплекса.

Но главное заключается в том, что в последние два года Тульскому КБП удалось добиться позитивной динамики в отношениях с зарубежными заказчиками. Были сданы первые партии имущества, сняты многие замечания по технике, успешно проведены стрельбы по нескольким целям одновременно, началась опытная войсковая эксплуатация комплексов. А с учетом повышенного интереса к "Панцирю" со стороны Российской армии все это позволяет уверенно заявить: комплекс состоялся, новой системе зенитного вооружения - служить!

Противостояние Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации происходит сегодня не только на международной политической арене, что можно постоянно наблюдать в теленовостях и на страницах газет, но и на скрытых от широкой общественности площадках. Например, в сфере экспорта вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ). Причем наиболее остро такая борьба разворачивается в настоящее время на рынках стран, до сих пор традиционно ориентировавшихся именно на советские и российские образцы оружия.

Самый яркий и важный для оборонно-промышленного комплекса РФ пример здесь – Индия. Во-первых, военно-политическое руководство этого южноазиатского государства стало все активнее диверсифицировать импорт ВВСТ для национальных вооруженных сил. Во-вторых, западноевропейские и американские компании – при мощной поддержке своих правительств – устремились в Дели с самыми современными и высокотехнологичными образцами вооружения и военной техники, предлагая беспрецедентные условия.

Стимул для этого – многомиллиардная программа военного строительства, утвержденная военно-политическим руководством Индии. Естественно, что в борьбе за столь лакомый кусок применяются любые методы. И они уже приносят конкурентам отечественного ОПК достаточно весомые плоды – российских оружейников постепенно вытесняют из таких сфер, как вертолетная техника, неатомные подводные лодки, надводные боевые корабли отдельных классов...

Однако главная проблема, которая может отразиться на перспективах российского оружейного экспорта, заключается в том, что сегодня не только передовым армиям мира, но уже и армиям третьих стран нужны не просто танки, ракеты, корабли, самолеты и вертолеты, а современные ударно-разведывательные комплексы, где сочетается огневая мощь средств поражения, высокоточная разведка целей как неподвижных, так и движущихся, мгновенная, в режиме реального времени передача информации о них на электронно-вычислительные комплексы, введение соответствующих данных в оружейные системы для производства выстрела или пуска ракеты. Эту задачу невозможно решить без беспилотных летательных аппаратов, систем технической, радиолокационной и оптической разведки, приборов навигации и связи. В том числе высокочастотной и закрытой. Без той же системы ГЛОНАСС.

К сожалению, таких ударно-разведывательных комплексов Россия на экспорт не поставляет. Их нет еще в должном количестве даже для собственной армии, и это в перспективе, конечно же, как и огромные имиджевые потери от невыполненных заказов или сорванных контрактов, может привести к снижению наших экспортных заказов, которые на данный момент складываются не самым лучшим образом. А это, безусловно, отрицательно отразится и на отечественной оборонной промышленности. Однако стоит добавить, что правительство не теряет надежды, и даже в ситуации осложненной экономическим кризисом выделяет огромные средства на развитие ОПК. К тому же у России обнадеживающие перспективы открываются и на текущий год, когда, по расчетам, стоимость поставок должна превысить 8,5 млрд. долларов.

Хостинг от uCoz